АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне. К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей. Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.
Финансовая грамотность — это умение использовать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами.
В процессе формирования финансовой грамотности у дошкольников принимают участие: родители, воспитатели и дети.
Проводилось анкетирование с родителями. «Необходимо ли формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста?». Большинство родителей считают, что в дошкольном возрасте рано внедрять финансовое воспитание в образовательный процесс.
Поэтому возникла необходимость проводить с родителями консультации.
1.Что означает для ребенка быть финансово грамотным?
Учить ребенка быть финансово грамотным, это значит учить его:
°           Как экономить деньги.
°           Насколько важно ставить финансовые цели, как долгосрочные, так и краткосрочные.
°           Как инвестировать свои деньги и заставить их работать на себя.
°           Как создать бюджет и распределять свои деньги, чтобы хватало на все необходимые нужды.
°           Как с помощью современных технологий и систем сохранять контроль над своими деньгами.
°           О том, что он единственный в мире человек, который может принимать решения о своих деньгах.
°           О практике пожертвований, чтобы помочь другим нуждающимся.
°           Как принять решение — потратить деньги сейчас или сохранить их для последующих нужд и покупок.
°           Как работают банки.
°           Как зарабатывать деньги и достигать своих финансовых целей.
2.         Почему важно учить ребенка финансовой грамотности?
Есть несколько причин, почему так важно учить ребенка управлять своими деньгами:
°           Чтобы он был меньше подвержен стрессу, связанному с деньгами, когда станет взрослым.
°           Чтобы он имел возможность жить с комфортом.
°           Чтобы он не жил с Вами, когда уже станет взрослым, только потому, что он не может позволить себе жить самостоятельно.
°           Чтобы у него была лучшая жизнь, чем у Вас.
3.         Когда учить ребенка финансовой грамотности?
До школы. В дошкольном возрасте можно научить ребенка самой концепции денег — иными словами, что такое деньги и зачем они нужны. Можно поговорить с ними о значении различных монет и бумажных денег. Научить их тому, что деньги используются, чтобы покупать вещи. Игра в магазин является простым способом преподавания концепции денег для детей младшего возраста.
4.         Когда стоит разговаривать с ребенком о деньгах?
°           Когда он получает подарок.
Это самое прекрасное время, чтобы поговорить с ним об экономии денег. Действительно, получив подарок, ребенок может отказаться от других планируемых покупок и сэкономить некоторые средства. Можно помочь ребенку спланировать, каким образом он будет экономить и для чего он будет это делать.
°           Когда Вы пользуетесь банкоматом.
Банкомат — это волшебный ящик, который выдает деньги, когда Вы вводите секретный код. Как бы не так! Но дети думают именно таким образом! И нужно обязательно поговорить с ними о том, что такое банкомат и как он работает. Это отличная возможность поговорить о заработке, экономии и принятии решений о расходах.
°           В магазине.
Это идеальная возможность объяснить ему о составлении бюджета. Рассказать о том, что различные вещи стоят по разному. Можно попросить ребенка помочь сравнить цены и найти самый дешевый вариант.
°           Оплата счетов и квитанций.
Это также хорошая возможность для разговора с ребенком о различных способах экономии денег, почему это важно и для чего это стоит делать. Например, нужно выключать свет, когда он покидает свою комнату, это приводит к экономии энергии, а сэкономленные деньги можно будет потратить во время семейного отпуска.
Содержание образования по финансовой грамотности дошкольников.
Деньги
Потребности и возможности
Бюджет семьи. Доходы и расходы.
Труд. Профессии.
Задачами раздела «Деньги» являются:
°           уточнение и формирование представлений детей о деньгах (бумажные и металлические, валюта);
°           воспитание правильного отношения к деньгам как к предмету жизненной необходимости (деньги как средство удовлетворения основных жизненных потребностей, как средство купли-продажи);
°           уточнение понятия рекламы как неотъемлемой части современного мира, как двигателя торговли.
Задачи раздела «Потребности и возможности»:
°           в формировании у детей представлений о разнообразии потребностей и ограниченности возможностей их удовлетворения;
°                       в формировании представлений о потребностях в экономических (жилище, еда, одежда) и духовных (общение, дружба, любовь, забота) благах;
°           в воспитании умения делать выбор из постоянно возникающих возможностей.
Задачи раздела «Бюджет семьи. Доходы и расходы»
°           формирования у детей представлений о бюджете семьи, источниках доходов, расходах;
°           формирования и развития представлений о банке и необходимости делать накопления;
°           формирования бережного отношения к вещам как продуктам человеческой деятельности;
°           развития представлений о таких нравственных качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность;
°           формирования адекватного отношения к богатству и богатым людям, уважения к людям, занимающимся благотворительностью и спонсорством.
Задачи раздела «Труд. Профессии»:
°           формирование у детей понимания того, что каждая вещь, окружающая нас, — это результат труда людей;
°           воспитание уважения к людям, которые трудятся и зарабатывают деньги;
°           расширение и углубление знаний детей о разнообразии профессий;
°           поощрение в детях желания трудиться, помогать своей семье. 6
Основная форма обучения финансовой грамотности является игра.
Именно через игру ребенок осваивает и познает мир. Обучение, осуществляемое с помощью игры, естественно для дошкольника. Учение в дидактической игре — появляется уже в дошкольном возрасте. К.Д. Ушинский подчеркивал, что обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но никогда не развлекающим.
Необходимо с помощью игр и практик донести до детей, что:
1.         Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются!
Объясняем, как люди зарабатывают деньги и каким образом заработок зависит от вида деятельности.
2.         Сначала зарабатываем – потом тратим.
Рассказываем, что «из тумбочки можно взять только то, что в нее положили», – соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
3.         Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести.
Объясняем, что цена – это количество денег, которые надо отдать, а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник.
4.         Деньги любят счет.
Приучаем считать сдачу и вообще быстро и внимательно считать деньги.
5.         Финансы нужно планировать. Приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде.
6.         Твои деньги бывают объектом чужого интереса.
Договариваемся о ключевых правилах финансовой безопасности и о том, к кому нужно обращаться в экстренных случаях.
7.         Не все покупается.
Прививаем понимание того, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь.
8.         Финансы – это интересно и увлекательно!
Сказка – как средство экономического воспитания дошкольника.
Сказка — источник мудрости — с древнейших времен применяется как уникальный инструмент для воспитания детей. Ведь недаром говорится: «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
«Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности (Джанни Родари).
Финансовые отношения отчётливо прослеживаются в сказках и мультфильмах:
1. Сказка о рыбаке и рыбке. (А.С. Пушкин);
2. Муха-Цокотуха. (К. Чуковский);
3. Бобовое зёрнышко (русская народная сказка);
4. Лиса и тетерев (русская народная сказка);
5. Лёгкий хлеб (мультфильм, 1987);
6. Цикл мультфильмов о приключениях в Простоквашино.
7. Серии мультфильма «Смешарики» под названием «Азбука финансовой грамотности»
8. Серии мультфильмов «Фиксики»:
°           Деньги;
°           Копилка;
°           Как делают деньги.
9.         «Богатый бобрёнок»
10.     «Азбука денег. Уроки тётушки Совы».
Анализируя все вышеизложенное, можно сделать объективный вывод о необходимости планомерного экономического воспитания детей. Рассмотренный вариант наглядно показывает целесообразность применения игр с использованием экономических моментов не только в дошкольных учреждениях, но и в семье.
Хочу подчеркнуть, что решение проблемы приобщения детей к экономике – это эффективный путь подготовки ребенка к жизни, его социальной адаптации в обществе, к формированию с детского возраста образа своей будущей семьи.