Международная организация потребителей (Consumer International) объявила о том, в 2024 году Всемирный день прав потребителей, который ежегодно отмечается 15 марта, будет проходить под девизом: «Справедливый и ответственный искусственный интеллект для потребителей».
Мероприятия, организованные в рамках Всемирного дня прав потребителей, направлены на осуществление комплексного подхода к обеспечению эффективной защиты прав российских потребителей от рисков, связанных с использованием платформ, управляемых искусственным интеллектом.
В последние годы искусственный интеллект стал неотъемлемой частью цифрового мира, проникнув в большинство сфер жизни людей от профессиональной деятельности до развлечений, оказав огромное влияние на развитие ключевых областей экономики — банкинга, ретейла, медицины и промышленности.
Роспотребнадзор обеспокоен тем, что множественные преимущества искусственного интеллекта и его широкое применение может создать серьёзные последствия для безопасности потребителей связанных с нарушением конфиденциальности и распространением ложной информации. В настоящее время правовой статус искусственного интеллекта законодательством не определен и нет ясности, кто несет ответственность за создание и распространение недостоверной или неточной информации, попадающей в открытые источники при использовании искусственного интеллекта.
В рамках Всемирного дня прав потребителей Управлением Роспотребнадзора по Астраханской области, совместно с Консультативным центром по защите прав потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Астраханской области», планируется проведение с 11 марта по 22 марта 2024 года тематической горячей линии по вопросам защиты прав потребителей и мероприятий в соответствии с планом, нацеленных на информирование и консультирование граждан, с разъяснением актуальных аспектов законодательства о защите прав потребителей, оказанием практической помощи потребителям среди различных групп населения посвященные вопросам доверия потребителей электронным помощникам — «чат-ботам» с генеративным искусственным интеллектом. Подобные «чат-боты» используются для сервисов клиентской поддержки и имитируют человеческое общение. Поскольку основная задача «чат-бота» — давать естественные, а не достоверные ответы, он может не отличать правду от неправды и выдавать вымышленные факты за реальные, в результате чего потребители могут получить недостоверную информацию и сделать ошибочные выводы.
Будут проведены мероприятия, посвященные Всемирному дню прав потребителей: горячая линия, лекции, семинары, направленные на повышение потребительской грамотности.
С интересующими вопросами можно будет обращаться в Управление по телефонам «горячей линии» 33-15-02, 8-800-200-33-09 и по телефону Консультационного центра 33-98-97 ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Астраханской области» (г. Астрахань, ул.Н. Островского/Кирова, 122/89), а также в письменной форме (почт.адрес: 414057, г. Астрахань, ул. Н.Островского,138; адрес электронной почты: tu_rpn@astrakhan.ru.