
Нотариальные действия, совершаемые должностными лицами органов местного самоуправления, а также отказ в совершении нотариальных действий, могут быть обжалованы в территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации.
Направить обращение в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Астраханской области можно одним из следующих способов:
— лично по адресу: г. Астрахань, ул. Ботвина, д. 91;
— посредством почтовой связи по адресу: 414052, г. Астрахань, ул. Ботвина, д. 91;
— записаться на личный прием;
— отправить обращение в форме электронного документа на официальном
Интернет-сайте Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Астраханской области (https://to30.minjust.gov.ru/ru/) в разделе «Обращения граждан».
Жалоба, подаваемая в Управление, должна соответствовать требованиям, предъявляемым Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Так, в ней обязательно должно содержаться нижеследующее (при обращении в письменной форме):
1) наименование государственного органа, в который направляется письменное обращение – Управление Минюста России по Астраханской области;
2) фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии) заявителя;
3) почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения;
4) суть жалобы;
5) личная подпись и дата.
При направлении обращения в форме электронного документа в обязательном порядке указывается нижеследующее:
1) фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии) заявителя;
2) адрес электронной почты, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, либо используется адрес (уникальный идентификатор) личного кабинета на Едином портале или в иной информационной системе государственного органа или органа местного самоуправления, обеспечивающей идентификацию и (или) аутентификацию гражданина, по которым должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения;
3) суть жалобы.
В подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы, подтверждающие доводы, изложенные в жалобе, либо их копии. При направлении обращения электронной почтой указанные материалы могут быть представлены в электронной форме.
По результатам рассмотрения жалобы, в случае выявления нарушения прав граждан проводится внеплановая проверка в отношении должностного лица местного самоуправления.
Внеплановые проверки проводятся для предотвращения нарушения прав граждан и организаций, обращающихся за совершением нотариальных действий к должностным лицам местного самоуправления, в целях организации работы по совершению нотариальных действий.
По результатам внеплановой проверки принимаются меры по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.
Также действия должностных лиц органов местного самоуправления могут быть обжалованы в судебном порядке.
Для целей обжалования действий лиц, уполномоченных совершать нотариальные действия, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (далее – ГПК РФ) закрепляет порядок особого производства (Глава 37).
Согласно статьи 310 ГПК РФ заинтересованное лицо, считающее неправильными совершенное нотариальное действие или отказ в совершении нотариального действия, вправе подать заявление об этом в суд по месту нахождения должностного лица, уполномоченного на совершение нотариальных действий.
Заявление в суд подается в течение 10 дней со дня, когда заявителю стало известно о совершенном нотариальном действии или об отказе в его совершении.
При этом к заинтересованным лицам следует относить граждан и юридических лиц, в отношении которых совершено нотариальное действие, либо получивших отказ в его совершении.
Возникший между заинтересованными лицами спор о праве, основанный на совершенном нотариальном действии, рассматривается судом в порядке искового производства.
Решение суда, которым удовлетворено заявление о совершенном нотариальном действии или об отказе в его совершении, отменяет совершенное нотариальное действие или обязывает совершить такое действие (статья 312 ГПК РФ).